Любая конкретная цель, к которой Вы стремитесь, может быть достигнута только путем приложения разумных усилий, ведущих к ней. Знания, умения, освоение нового – это все необходимо для достижения любой цели. Если Ваша цель – развитие бизнеса, то все прилагаемые Вами усилия будут приносить плоды, если будет эффективным менеджмент Вашего предприятия. Именно менеджмент включает в себя бизнес процессы планирования, перетекающие в управление и реализацию, в сочетании с анализом всего происходящего процесса и активным совершенствованием и модернизацией всех составляющих Вашего бизнеса.
Одна из ветвей менеджмента – маркетинг. Не всегда понятно, в чем же заключается та изюминка маркетинга, которая должна совершить чудо и обеспечить невероятные продажи, продвижение бренда и прочее. Маркетинг – это процессы продажи, что следует из самого термина. Но под этим понимается то, что Вы не просто продаете товар, а продаете его в комплексе.
Ведь зная, что зимой нужны валенки, мы не будем предлагать в Вологде в декабре сланцы. И это очевидно. С точки зрения маркетинга этот пример – иллюстрация применения знания о состоянии рынка. Но это знание доступно всем. Поэтому его нельзя присовокупить к товару, т.к. это знание Вам не принадлежит. Но если Вы провели исследования, проанализировали тренды, изучили рынок, потенциальных покупателей – Вам станет доступной новая информация. И именно используя ее, Ваш товар станет продаваться лучше и легче. А все дело в том, что к товару оказывается присоединенной добытая Вами информация. За счет этого товар, конечно, становится весомее. Но по той же цене, а значит, его купят быстрее. Пример – в одной деревне есть бахча, а в другой – ее нет. Если Петя проведал об этом первым и воспользовался этой информацией, то при отсутствии продаж арбузов в деревне, где есть бахча, он будет иметь огромные продажи арбузов в другой, где бахчи нет.
В деревне, где нет бахчи, спрос на арбузы выше. И Петя узнал об этом. Вот это и есть один из элементов маркетинга – он неким образом исследовал рынок. Маркетинг включает в себя несколько функций. Первая, конечно же, исследование рынка. Целью исследования рынка является не только наличие и занятость его различных секторов, но главное – определение спроса на тот или иной товар.
Понятно, что рынок так сам по себе подобные сведения никому не предоставляет. Для их получения используют различные инструменты – от информации в публичных изданиях, до прямых опросов покупателей, выполняемых более или менее изобретательно. Знание рынка – это также и отчетливое представление о Ваших конкурентах и тех товарах, которые они предлагают, а также о размерах их продаж. Проанализировав эти данные, Вы сможете наметить план, как опередить Вашего конкурента и сделать Ваш товар более продаваемым.
Но если в результате анализа Вы видите, что Вам нет смысла заниматься улучшением товара, т.к. он сам по себе хорош, то сосредоточьте Ваши усилия на том, чтобы именно Ваша продукция или товар стали узнаваемыми, и везде была информация об этом.
Так становится ясным, какое значение имеет такой важный механизм, как бренд, или торговая марка. Ведь это способ отличить один товар от другого, особенно, когда отличия можно определить только лабораторным путем. А так, есть знакомая этикетка – значит должно быть определенное качество. Все к этому привыкли.
Но если Ваш товар не хуже, и торговая марка есть – но продаж нет – может Ваш товар просто не знаком покупателю? Тогда необходимо использовать еще один рычаг, применяемый в маркетинге – рекламу.
Если Ваша реклама будет постоянно попадать на глаза покупателю, ему не придется задумываться о том, купить этот товар или нет. Если рекламы достаточно много, у покупателя складывается впечатление, что товар ему уже знаком – и покупка совершается автоматически.
Если Ваш товар имеет и бренд, и рекламу, но теряется в массе таких же товаров, значит продажа в больших магазинах – не самый лучший для Вас вариант. Можно перейти в прямым продажам, то есть без посредников. Здесь уже все покупатели – Ваши. Убеждайте, уговаривайте, стимулируйте его – все средства будут хороши для того, чтобы Ваш клиент стал Вашим покупателем. В этом и заключается профессионализм продавца. Тогда, возможно, он купит что-то у Вас и в следующий раз.
Стремитесь, учитесь быть успешным менеджером, продавцом, маркетологом. Эти умения и знания не станут большой обузой – а пригодиться могут Вам очень часто! Удачной Вам карьеры!